Главные вопросы

ПИСЬМО ПРИШЛО.

«Я уже не знаю куда бежать и что делать. У ребенка сильно занижена самооценка, еще с детского сада все началось. Закончили первый класс.Учеба дается нелегко, у нас еще логопедия. Дети гнобят в классе. Друзей нет. Я вижу как он страдает. Сейчас окончили курсы в центре речи. Курс был сложный, много заданий. Ребенок морально истощен. ….» Далее мама описывает рекомендации нейропсихолога, который советует пить успокоительные лекарства, после которых мальчик становится медлительным, все делает долго, часто плачет, дети над ним смеются и так далее.

Прежде всего, необходимо поднять самооценку ребенка. Основная нагрузка ложиться, конечно, на родителей, и не потому, что только они могут это сделать, а потому, что они с ребенком каждый день дома, и могут целенаправленно выполнять рекомендации. Делать ребенка уверенным — это ежедневная работа. И хочется отметить, что в школе только улучшение учебы сможет поднять авторитет ребенка в глазах учителя, прежде всего, и одноклассников. 

  • Чтобы наладить отношение ребенка в классе, необходимо, чтобы его учеба менялась в лучшую сторону. Это первое и главное условие. Первый класс только начало, и это радует. Математика, русский язык, чтение, окружающий мир, творчество и т.д. Так как ребенок работает с логопедом, основное, на что будем обращать внимание и  улучшать, это русский язык и чтение. Прописи уже прошли, потихоньку детки выполняют рабочую тетрадь и пишут в тетрадках, также словарные слова уже начали учить. Для многих детей тяжело работать со звуками. Поэтому,  главное внимание сосредоточить необходимо на звуках (тем более, что есть логопед), и на работе со словами, чтобы было меньше ошибок. Словарные слова учить наизусть обязательно, причем, необходимо повторять каждый день, выписать и на холодильник повесить. И очень и очень важная тема  ПИСАТЬ И ДИКТОВАТЬ, ребенок должен обязательно, непременно, когда пишет слова диктовать их себе вслух. Это очень тяжелая работа, многие дети не могут это делать, необходимо родителям тогда смотреть, что пишет ребенок и это слово диктовать вместе с ним. Тяжелая работа- да, усердная скорее всего. Но это быстро даст результаты грамотного написания, плюс ребенок будет слышать себя, следовательно, работают органы: моторика — руки, зрение, слух. Это поможет и лучше читать, быстрее. Обычно в школе, детей кто медленно или по слогам читают, не любят, так как они на уроке  заставляют других ждать себя при опросе, это раздражает не только детей, но и учителя. Следовательно: беремся за русский язык и чтение, делаем уроки с ребенком вместе, чтобы помочь ему с диктовкой, словарными словами, аккуратным делением на слоги, и раскрашиванием гласных и согласных, твердых и мягких. В рабочей тетрадке должно все быть аккуратно оформлено, поэтому смотрим, что у ребенка не получается и учим его выполнять.
  • еще один важный момент, связанный с русским языком и прописями. Последнее время детки рисуют кружочки по часовой стрелке, также, мы обратили внимание, что палочки (заборчик) дети рисуют снизу вверх. Естественно, когда ребенок начинает писать прописи, навыки неправильного рисования кружочков и палочек  сказывается на почерке. Представьте себе букву — а- (прописную). Если ребенок рисует кружок не в том направлении, то есть по часовой стрелке, то он вынужден руку ставить не для того, чтобы потом крючочек  дописать, а отрывает руки и «прилепляет» крючок, Получается некрасиво и неровно. То же самое и с большинством букв, где есть кружочки. Поэтому важное значение имеет научить детишек рисовать маленькие кружочки против часовой стрелки, и заборчик, палочки, крючочки сверху вниз. Мелочь, а на почерк это сильно влияет. Вот вам второй важный элемент для повышения уверенности ребенка и освоении чего-то нового.
  • Математика. Что должен ребенок уметь. Основное, что ему поможет в учебе. Представлять задачки. Как его научить. Прежде всего рисовать задачки. Небольшие эскизики, маленькие рисунки. Обычно, ребенок не умеет решать задачи, когда не может себе представить, что куда переставляется, что к чему прибавляется, отнимается. Не составляется у ребенка образ задачки. Для его возникновения нужны рисунки (эскизики). А также необходимо читать задачку не менее двух раз. Чтобы представить, нужно как следует прочитать. Если родители в течение месяца помогут ребенку с созданием образов по задачкам (например, могут попросить рассказать задачку, показать, нарисовать, то есть осуществить какое-то действие), то  образы сложатся и затем приступать можно к освоению схем или написанию краткой записи самостоятельно ребенком. Что касается примеров и устного счета, то основным умением, которым должен владеть ребенок — это разложение числа. Пример: 8 + 6 = 8 + 2+4 . Именно таким образом считается пример, до десятков доводим счет, а затем прибавляем остаток. Тоже самое и с вычитанием: 14-8= 14-4-4. И только так. 
  • И, конечно, важно хорошо читать. В классе, кто плохо читает, все чувствуют себя неуверенными. Во-первых, это сердит учителя, так как все происходит медленно, во-вторых, плохо читается не только  учебник по чтению, но и задачи по математике, задания по русскому, мы уже не говорим об окружающем мире. Поэтому уверенность в школе тесно связана с умением читать. Это должны понять взрослые. Если ребенок плохо читает — вина взрослых, так как желания у детей почитать очень слабое, значит взрослые должны вместе садиться и читать, учить читать, читать больше, так как в школе проверяют технику чтения каждый год. 

Месяц ИЮНЬ, экзамены позади. Каковы же результаты?

Наши ученики сдали экзамены довольно неплохо, хотя нам кажется, что могли бы лучше. Но если учесть, что заниматься мы начинали, имея отметки два и три, то результаты утешительные. Мы выбрали несколько примеров, чтобы рассказать Вам, что все можно исправить. Ученица 7 класса по алгебре получила 3+, но по геометрии твердая четверка, ученица 10 класса получила за базу по математике хорошую четверку, то же самое с ученицей 9 класса (тоже очень хорошая твердая) четверка.

Что помогло улучшить результаты:

  1. Прежде всего желание учеников, хотя и недлительное (всего месяца 3-4 с сентября по декабрь), получать хорошие отметки. Поэтому при правильном определении «незнаний» каждого ученика (подход должен быть индивидуальный), мы составили план мероприятий (четкий и по нарастающей), первые два месяца дали результаты чуть-чуть, немного, но результаты были и это обрадовало наших учеников.
  2. Важен план для каждого ученика,  у каждого свое отставание, свои причины получения двойки. Определив причину отставания (часто психологическую) и рассчитав те формулы и параметры, которые ученики не знают, делаем домашнее задания и дополнительно примеры по отстающим темам.
  3. К каждому, конечно, нужен индивидуальный подход.  Математика складывается из алгебры и геометрии, поэтому разделять эти два предмета необходимо уже с начальной школы. И подход к подготовке к экзамену для этих предметов различный. Обычно алгебра «хромает» из-за  простой таблицы умножения, особенно, уравнения и алгебраические выражения. Задачи тесно связаны с рисунками и образным мышлением, кстати, как и геометрия.
  4. Пример. Лиза, ученица 9 класса, 2,87 — отметка за первый триместр, кстати, выше тройки отметка в четверти никогда не подымалась.  Первоначально, посмотрев как Елизавета выполняет домашнее задание по алгебре, сложилось впечатление, что она выше тройки «не потянет».  Плохой устный счет, неаккуратность в тетрадке, знаете, когда берешь тетрадь и открываешь ее, перед глазами три и все, и никакой отметки другой и не представляешь. Тетрадка троечника, четверочника и отличника различаются,  причем разница очень значительная. Я это сто раз говорила своим ученикам. Тройки или четверки — это образ жизни. У отличника вообще другая жизнь. Эти категории поведения детей очень разнятся. И, спросив ученика, как ты проводишь день, да еще видишь его тетрадь, дневник… , сразу понимаешь, что надо менять, даже еще не преступая к выполнению каких-либо примеров. Вот и у Лизы была тетрадка «троечника». Что ее характеризует: полупустые листы, исписанные неровными каракулями, почерк обычно «расхлябанный», потому что ученику все равно, понравится ее  почерк учителю или нет, так как половина примеров списывалась и все делалось наспех. Никогда нет карандаша в тетрадке, все написано ручкой, неряшливо подчеркнуто или зачеркнуто. Номер задания где-то там: с краю тетрадного  или в середине, и все смотрится  и вопит «не приставайте ко мне». Если мы видим листочек самостоятельной работы, то он обычно или очень большой, двойной, а написано на нем мало или, наоборот, маленький, с оторванным низом или с боку, неряшливый, ошибки зачеркиваются неровно и не карандашом. Начали с ней заниматься с домашней работы по алгебре. Выяснили с ней, что не знает, какие обычные правила не помнит. Основное стали исправлять сразу: правила и формулы, причем, стали делать не только домашнее задание, но и номера из ОГЭ. Учительница тоже задавала варианты экзамена делать, и если выполнялось хорошо, и у доски тоже эти задания Елизавета смогла решить, то ставилась положительная отметка в журнал. То есть стали получать не только двойки и тройки. Обычно плохие отметки Лиза получала за самостоятельные и контрольные работы по темам 9 класса. Пройдет тему, домашнее задание выполним, прорешаем еще примеры, но как самостоятельная или к/р. , так два или три. Стали думать, почему? Поняли, скорости не хватает все примеры решить за 40 минут (а самостоятельная работа вообще 15 минут). Искали, где можем сократить время: «уперлись» в устный счет (нельзя пользоваться калькулятором на уроке, отметку снижают) и вторая проблема, делить может только обыкновенными дробями, десятичные дроби в столбик — проблема. Итак, стали выписывать на листочек формулы, заранее прорешивать  задания, устный счет и понимание графиков привели к скорости и во втором триместре три, но уже с плюсом. Великую роль сыграла геометрия. Вот уж где повозиться пришлось. Формулы, теоремы, фигуры, карандаш, линейка, ластик. Очень четко и целенаправленно с геометрией, сто раз спросила основные теоремы (особенно свойства геометрических фигур, основных), а как свойства запомнили стало легче. Короче говоря в третьем триместре уже четверка, пробный экзамен на каникулах «три», но нам была отметка не важна, а важны номера и ошибки. А также, сколько часов может решать и высидеть на экзамене. Получалась, ушла предпоследняя, решала все, ошибки в номерах со счетом, как не странно, 21 и задачу решила, но неправильно, начала и 23 номер делать и 26 (рисунки рисовала). Надо было, чтобы выложилась, да, все что могла сделала. Проанализировали ошибки и вперед до 5 июня. Экзамен сдала на 19 баллов (после 23 баллов уже пятерка). Обрадовались. 
  5. Другая ученица,  Ирина, двойка по математике в течение 2 лет ( 5 -6 классы). Ну как двойка, с двойки на тройку в течение четверти, итоговые тройки, естественно.  Начало 7 класса. Отметки:2, 2, 2, 2, 2 — алгебра и 2 — геометрия. Кстати, в начальной школе был учебник автора Петерсон. Этот учебник портит математические знания многих учеников. Он загоняет в угол и не дает выкарабкаться из двоек. Если ученик начал получать 3, то четверку очень сложно получить. Слишком много информации, несмотря на постоянное повторение, если ребенок не понял одну тему, блицы он уже боится делать, и «снежный ком незнаний» нарастает очень быстро, так как страх парализует не только блицы, но и решение задач. Примеры как-нибудь, но задачи нет. Если взрослые не помогают, ребенок обречен учиться на тройки до 5 класса, пока не закончится этот учебник. Но самое главное, что несмотря на старания ученика, учебник составлен так, что упущения очень сложно исправить, становится главным не упустить новый материал, который приходит быстрым темпом и для троечника не под силу поднять и  новый материал, и старый. Мы не говорим о такой ситуации, когда ежедневно в течение месяцев трех, мы повторяем ежедневно, ребенок занимается математикой дома или с родителями, или с репетитором. Тогда может быть, в течение года и четверки появятся чаще, и в конце года последний триместр или четверть будет закончена на четверку. Итак, у девчонки двойки по математике. Страх у доски панический, чувствуется, проблема уже с голове, как только фамилию учитель произносит, она начинает паниковать (это все со слов Ирины). Прежде всего стало понятно, что «хромает» устный счет (элементарная таблица умножения), второй недочет — деление в столбик. Только два этих упущения влекут: во-первых, медленное решение примеров; во-вторых, неумение работы с запятой, что и проводит к ошибочным результатам. Даже исправив эти две ошибки, школьник подымается на новый уровень знаний. Первое, что мы делали «долбили»таблицу умножения. В течение всего года, каждое занятие, по несколько примеров. Когда выучили на четыре (таблицу умножения), у доски Ирине стало проще, учитель перестал дергать и ругать за табличное умножение, примеры у доски стали решаться быстрее, у пошли первые тройки.  Второе, через месяца три, стали учиться в столбик решать (делить и умножать), проблемы были с темпом, с темп был связан с запятыми (когда ставить). Освоив на четыре таблицу умножения, со столбиками стало легче. Иногда хорошо, что двоечников у доски спрашивают мало, лишнюю плохую отметку не поставят. До Нового года более или менее со счетом разобрались. Третья проблема — минусы и плюсы , отрицательные и положительные цифры — решалась проще, при помощи шаблона. Ей показали как необходимо учитывать отрицательные и положительные числа, и проблема ушла. Но, когда решались уравнения, все проговаривалось вслух, каждое действие (например, минус три и минус пять получается минус 8). И последнее,  в примерах это правила начальной школы: слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, сомножители, произведение, делимое, делитель, частное. Четко знать как найти. В 7 классе, конечно, учить легче и быстрее. Задачи, их решения, с двоечниками можно исправить при помощи рисунков, а также фактического исполнения (особенно с процентами). Тут уже время и постоянное решение. К концу года самостоятельные и контрольные работы пошли на четверки и тройки, то есть твердой тройки мы достигли (МЦКО, в конце года,  написала на 4). Было бы быстрее, но уже пошла геометрия, а по геометрии твердая 4 в году. А геометрия? Ире поезло, мы начали учить ее вместе. Хотя все прекрасно знают, что геометрические знания начинают давать уже во втором класса, но взрослые смотрят невнимательно на ту «мелочь» как они считают, как формулы площади, периметра и так далее, и поэтому к 7 классу знаниями по геометрии  большинство учеников не владеет. Есть вещи, которые без помощи взрослых не осилишь, так как нужно постоянное повторение, поэтому геометрия и забывается. Прежде всего припомнили с Ириной начальные знания со 2 по 6 классы  (основные формулы), и начали уже геометрию в 7 классе учить как положено. А как положено? Прежде всего все определения учили, даже самые элементарные, потом, при решении задач учились использовать полученные определения и теоремы. Чертежи не получались, потом к концу года не только равнобедренные треугольники, но и те, какие надо. Учились наносить на чертеж все условие задачи, чтобы понять, чего не хватает и как это найти, используя теорему, на которую задача решается. Все нелегко, к сожалению, видеть можно, да как применить, вот что самое сложное у ребят, они не могут найти, как применить теорему, образности нет. Решение задач на скорость в алгебре и задач по геометрии очень похожи, так как надо увидеть неизвестное и использовать то, что дано. И все время держали в тонусе определения и теоремы, конечно, современные дети самостоятельно запомнить не в состоянии, очень быстро забывают, а забыв, не могут видеть, что нужно. Поэтому в большинстве случаев, когда работаешь со школьниками, большая часть времени уходит на геометрию. Но четверка твердая ей поддалась. 
  6. Третья сложная ситуация. Девочка Светлана. 10 класс. Еле-еле ОГЭ на тройку написала, пришли в сентябре. Надо подготовиться к базовой математике в конце 10 класса. В школе выбрали гуманитарный класс. Понятно, что с геометрией никак вообще. С алгеброй так себе. Решили таким образом: домашнее задание по алгебре в 10 классе делать с использованием решебника, уроки по алгебре не пропускать и все, что пишет учитель необходимо писать, так как педагог    новый и надо понять как она объясняет материал, чтобы хотя бы что-то доходило до Светланы. Внимательно следили за опросом педагога (сколько самостоятельных, как спрашивает домашнее задание, что задает). Геометрию параллельно с занятиями начали вспоминать. Были зачеты по геометрии в течение года по вопросам (двадцать вопросов, учим наизусть ответ), отвечает Светлана в классе и ставят зачет. Учили хорошо, так как это было необходимо и для экзамена. И каждое занятие делали базовый экзамен по Решу ЕГЭ, отличный сайт, конечно, для работы с отстающими. Дома она занималась только домашними заданиями, экзамен не трогала, пока учитель, где-то в феврале, не начал сам подготовку с теми, кто будет сдавать базовый ЕГЭ. Конечно, такие темы как синусы и косинусы, логарифмы, производная мы с ней разбирали. Почему разбирали? Во-первых, они есть в базовом экзамене; во-вторых, готовились к самостоятельным и контрольным работам. Так что, если идти параллельно, плюс следить, какие темы с экзаменом связаны, все пожно подготовить и не на тройку, а на твердую четверку. Конечно, по геометрии и учитель помогал: задавал последние темы для зачета не только теоремы учить, но и задачи по 20 штук для зачета сделать. Мы с ней разберем эти задачи, и в голове  нее кое-что остается. Так что все в наших руках.

 

Итоги семинара: «Проблемы с геометрией и как их решать?»

Геометрия — один из самых сложных предметов в школе. Прежде всего это связано с тем, что не все учителя могут этот предмет объяснять понятно . Кажется, ну что там,  угол или прямоугольник, ерунда, однако говорить геометрическим языком, формулировать определения и теоремы является сложным, так как владение геометрическим языком дано не всем. Недаром, философы Древней Греции являются основоположниками этой науки.  Основные недочеты:

  1. Когда  детей готовят в школу, им объясняют все виды  фигур, поясняют, почему они так называются и учат их чертить. Именно в детском саду, до школы, «закладываются» основы геометрии в головы ребятишек.
  2. В 1 классе и 2 классе укрепляются примитивные знания по геометрии (дети рассматривают отрезки, прямые, лучи, фигуры различные, учат, что такое периметр и площадь). Но ни родители, ни учителя не учитывают, что правила по геометрии запоминаются хуже, что повторять их надо чаще, что дома необходимо написать на листочке и положить ребенку «под нос» главные формулы, кстати, их всего две: площадь и периметр.
  3. В 3 и 4 классах геометрические знания закрепляются, дети учатся измерять не только при помощи линейки, но и транспортира.  Замечено, что учителя не умеют объяснять школьникам, как работать с транспортиром, куда прикладывать, и как научиться измерять углы слева или справа, как отсчитывать величину угла.  
  4. Если в начальных классах учителя плохо объясняют, не спрашивают наизусть правила по геометрии( у доски или стоя на месте около парты) у детей не вырабатывается навык использования геометрических слов и в 5 классе уже большинство детей не хочет учить эти правила, если только педагог не заставит, а родители дома не будут спрашивать по несколько раз эти определения и правила (без помощи взрослых никуда);
  5. С 5 класса и по 11 класс происходит отторжение геометрии от школьника, они не хотят учить , и, как следствие, не умеют решать задачи.
  6.  7 класс. Начало предмета «Геометрия». Правила, определения,теоремы, аксиомы, доказательства. Без предварительной подготовки учиться невозможно, только самые выносливые ребята способны.                                                                            
  7.    ВЫВОДЫ:  — Все мы понимаем, что без помощи родителей, когда детки еще готовятся в школу, невозможно заложить основы геометрии. Ребенок должен «ощущать» геометрические фигуры, «представлять» их образы, уметь различать и называть большинство существующих геометрических фигур. В детском саду им дают основы, но так как дети еще маленькие, дома необходимо закреплять и закреплять полученные материал.   Как сделать, чтобы ребенок понял, что мы  используем геометрические фигуры везде: дома, в детском саду, на улице, в магазине.? А очень просто. Все предметы имеют геометрические формы и, когда родители используют какой-либо предмет, и ребенок находится рядом, всегда можно уделить немного времени и обратить внимание на внешний вид (например, карандаш, сумка, тетрадь, ложка,кастрюля (дно круглое) и так далее). Это кажется примитивным, но это наиболее простой способ показать маленькому ребенку «образы» фигур, да еще и положить в них что-то и дать посмотреть ребенку внутрь. Последнее время обратили внимание, что в 10-11 классах не умеют дети строить сечения, не могут понять, как сечение расположено в фигурах. А как изобразить  на чертеже — это, вообще, для многих непосильная задача (например, достроить сечение в тетраэдре).  Образности нет. Гаджеты приводят к плоскому видению. 

— Если дети уже большие, учатся в старших классах, помочь им с геометрией очень тяжело. Почему?Прежде всего потому, что для решения задач необходимо видеть какую теорему, определение, аксиому ученик должен использовать при решении. А если он не помнит никаких теорем, как он их будет использовать? Никак. Оказать помощь в решении может только педагог, но не просто учитель по алгебре или геометрии, а педагог, владеющий знаниями и способный донести до ученика эти знания. К сожалению, таких у нас все меньше и меньше. Обратите внимание, что в школе практически не готовят геометрический уровень, только алгебру дают.

— Чем могут помочь родители, если нет денежных средств на репетиторов. Очень даже могут. Первое, что надо сделать, вместе с детьми начинать листать геометрию, поурочно с седьмого класса и читать определения, и рассматривать рисунки. В зависимости от класса, в котором учатся Ваши дети, Вы вместе с детьми распределяете параграфы. Не надо решать задачи, сначала необходимо просто тщательно и детально рассмотреть рисунок и прочитать определения. Мы все понимаем, что в детской голове что-то да осталось от уроков геометрии (с 1 класса и до Вашего класса). И, когда Вы будете вместе с ними читать правила и теоремы, Вы должны понять, что ребенок помнит, а что нет, и повторять несколько раз то, что является новинкой для него. Ваша помощь взрослого неоценима, так как со стороны виднее, что доставляет наибольшее беспокойство ребенку: запоминание теорем, определений, свойств фигур.  Не спешите, если уж взялись оказать помощь ребенку, сделать это очень трудное дело, которое даже многим репетиторам не под силу, не ругайте, не повышайте голоса, просто попросите еще раз повторять, что никак не запоминается.

-А можно сделать так. Прийти к нам в центр, мы определим, что ребенок не может решить, какая тема по геометрии хуже всего дается ребенку, напишем Вам план, распишем по пунктам. Затем подготовим задачи, которые ребенок сможет решить, выучив то, что мы Вам напишем. И Вам будет легче  справиться с оказанием помощи ребенку, Вы сможете приходить к нам на консультацию и мы будем проверять, как у Вас и у ребенка получается.

 

Итоги семинара: «Как мотивировать ребенка?»

Ребенок не хочет учиться, не хочет делать уроки, не хочет читать и так далее.  Причины:

  • главная, не чувствует поддержки, только требования: должен, надо, тебе надо,  плохо, будет плохо….
  • уроки стали «адом» и для детей, и для родителей (эмоциональный фактор).
  • во время выполнения домашнего задания не слышат похвалы, только исправления и придирки.
  • проблемы в школе: с коллективом, с учителем, на физкультуре.
  • обычная лень ( я устал) и желание «играть».
  • еще сейчас одна отговорка «мне не интересно, мне не нравится». Хотя все понимают, что интересоваться и техническими науками, и гуманитарными, и естественным сразу невозможно. И отговорки типа: «ему не интересно, скучный предмет…» — смешны. Не может быть все интересно и не должно так быть, они дети, они должны научиться выполнять все домашнее задание  сами без ГДЗ, независимо от того, интересно или нет.

Все вместе мы обсуждали, что делать? что необходимо сделать родителям, чтобы вернуть выполнение домашних заданий в нужное русло. Все помнят первый класс, все ребята горят желанием учиться (редко, кто из детей не хочет). Большинство родителей следит за учебой, старается помочь делать домашнее задание, часть родителей не имеют такой возможности, обычно, их дети ходят на продленку и там выполняют ДЗ. Кто-то занимается под присмотром старшего брата или сестры. Что лучше? Все одинаково, для ребенка неважно, где выполнять ДЗ, для ребенка важно одно: долго делать или нет, интересно или нет, трудно или нет, получается сразу или нет, много помарок и зачеркиваний, нужно ли переписывать. Что касается устных предметов, то картина немного другая. Читать и отвечать на вопросы могут далеко не все детки, это зависит от дошкольной подготовки, не только умение читать, но и навык описания предмета, умение отвечать на вопросы и рассуждать по окружающему миру и литературе необходимы как воздух. Если взрослые делают вместе с детьми устные предметы, то проще, если дети выполняют ДЗ по устным предметам сами, то вряд ли они отвечают на вопросы после текста или пересказывают. 

Именно трудности вызывают у детей нежелание делать домашнее задание самим, а, что проще, списать с ГДЗ. И все, пошло поехало.  Дома списал, в школе ничего не может решить, поскольку списал механически, не задумываясь. Списал, закрыл, побежал. Сами понимаем, какой будет результат.

 

Наблюдая за детьми последние 5 лет, обратила внимание на неумение рассказать даже о компьютерной игре, которая захватила и привлекает все больше и больше. На вопрос:»О чем игра? Что нужно делать? Главная цель какая? Почему именно такая амуниция? Почему выбрал себе именно этого персонажа, их же там много? » — слышу однозначные, совершенно не захватывающие  ответы, состоящие из двух -трех слов. А почему? Тем родителям, у которых дети любят играть в компьютерные игры, можно использовать для пересказа или ответов на вопросы материал этих игр. Когда к нам приводят планшето-зависимых детей, мы используем их игру для знакомства с ними, а  именно: садимся рядом, просим показать любимую игру, и рассказать о ней как можно больше. Все думают, как легко, ничего подобного, односложность ответов поражает и самих детей. Приходится задавать кучу наводящих вопросов, чтобы ребенок смог рассказать о любимой игре и, в конце концов понять, зачем он в нее играет. Контакт устанавливается тесный, и ребенок, таким образом, чувствует не отрицательное отношение к своему увлечению, а, можно сказать, поддержку, и, если Вы его просите что-то сделать, выполнить, написать, решить, он делает это без нытья, зная, что и Вы интересуетесь его увлечением. Два-три раза в месяц, по 15 минут, вполне хватает, чтобы и ребенок выполнял твои просьбы с удовольствием. 

Итоги семинара: «Взаимодействие учителей и родителей».

Всем понятно, что это взаимодействие должно быть направлено на улучшение успеваемости ребенка. Как взаимодействовать, только на родительских собраниях, или через электронный дневник? Есть школы, где учителя запретили родителям общаться с ними лично, только через электронный дневник. На родительском собрании всегда говорят вообще об успеваемости в классе и родители часто не могут ответить  на обычный вопрос (после родительского собрания): «Что о Вашем ребенке сказали?».  Все мы видим, что уходит в прошлое прямой диалог между родителями и учителями.  Родители в растерянности, так как не могут найти поддержки в школе, только слышат, что они плохо мотивируют (вот модное слово) своих детей к учебе. Относительно конфликтная ситуация, так как, естественно, родители начинают предъявлять претензии учителю, что та придирается. К сожалению, на ребенка эта ситуация влияет …сами понимаем как. Что делать?

Мы много разговаривали и опрашивали учителей начальных классов, что они хотят от родителей. Большинство педагогов за то, чтобы родители «не лезли» в учебный процесс, в частности, не старались объяснить детям правила, а только контролировали выполнение, даже если оно неправильное. «Мы сами в классе исправим», — был ответ большинства. Родители же наоборот, хотят контактировать с учителем, особенно по вопросам, связанным с оформлением упражнений, решением задач. Пока получается противоречие. Решить, конечно, его пытаются родители с помощью репетиторов или дополнительных занятий.

На семинаре мы рассказали, что главное чему мы уделяем внимание в первую очередь, когда к нам приводят детей выполнять домашнюю работу, это требование учителя при оформлении тетради, оформлении заданий по русскому языку и математике, а также оформлении задач. Второй пункт: просматривая тетради,  выделяем ошибки и анализируем их, чтобы понять, какие правила (темы) не знает ребенок. Третий пункт: как аккуратно пишет ребенок, как подчеркивает и выделяет необходимое, как пишет число — все очень важно. Это относится и к первому и к 11 классу. Затем проанализировав, необходимо составить список недочетов  и исправлять их. Например, девочка 4 класс, математика, Петерсон: оформление на нуле (лишь бы решить),  деление в столбик и устный счет большие проблемы, задачи не видит, отсутствует образность (не может представить задачу, что куда кладут и где, что и на сколько больше). Кажется элементарно, но необходимо приспосабливаться к логике ребенка и объяснять в соответствии с его видением. Потом уже, оно меняется в правильную сторону, плюс, конечно, заучивается устный счет, рисуются задачки, оформляются задания все правильно и мы все радуемся, что отметка повышена.

Выводы неутешительные. 1. С одной стороны, электронный дневник облегчает школьную жизнь, с другой разъединяет родителей и учителей и отдаляет их друг от друга все дальше и дальше, каждый «тянет одеяло в свою сторону», пытаясь оправдаться (учителя, что мало времени, некогда за каждым наблюдать, каждому говорить; родители, обвиняют учителей в плохой успеваемости, что плохо объясняет, и каждый прав). 2. Школа превращается в лекционный зал, где дают материал, а  вы его хотите берите, хотите не берите, учителя все время отсылают на разные сайты, где ребенок может чему-то научиться самостоятельно. А ребенок маленький, ему самому трудно усидеть долго, решая на сайте предлагаемые ему задания. Значит, сидеть с ним должны родители или репетиторы. 3. Многие родители переводят детей на домашнее обучение и мы их понимаем, лучше самим выучить и сдать в школе.

Растет дистанция учитель — родитель. А жаль, пользу такая ситуация ребенку не приносит.

Итоги семинара «Что делать, если ребенок плохо учится?»

  • Тяжелый вопрос для всех родителей. Это связано с тем, что  причины плохой учебы разнообразны. Каждый помнит, что перед началом школьной жизни было большое желание учиться, пойти первого сентября в школу, все время получать хорошие отметки.  Каждый ребенок мечтает быть лучшим. Есть, конечно, исключения, но они редкие. Первые дни учебы даются легко: уроков мало, домашних заданий почти не задают, погода хорошая, все успевают ребята и погулять, и уроки сделать.  Почему же через несколько недель у многих начинаются проблемы? Встает вопрос: делать домашнее задание с ребенком или не делать? проверять выполнение после группы продленного дня или нет?Дать ребенку возможность самостоятельно выполнять домашнее задание или контролировать? Многим родителям школа уже в первые месяцы кажется «адом».
  • Первая причина такого непонимания проблемы связана с подготовкой к школе. Школа учит. Но в школу приходят детки с разным уровнем. Нельзя сказать, что школьная программа сложная, скорее она быстрая. Если у ребенка отсутствует навык счета до 10 (причем я говорю о скорости, умении складывать за секунды:2+5, 3+7),  то начинает «хромать» понимание быстрого устного счета и до 100. Разложение чисел уходит на последний план, главное решить пример правильно. Но решаться должен пример определенным путем  (не только на пальцах). Например:7 + 9= 7+3+6= 16.
  • Задачи. Это отдельная тема. Умение представить задачу в пространстве — великое умение маленького человека. Задача для них — это лист бумаги, на котором буквы (плоская схема), а представить себе «мультяшно» мало кто может. Поэтому важно умение нарисовать эскиз задачи (что где лежит, когда куда отдается и так далее). Сейчас, в основном, схемы как условие задачи, пишут краткую запись редко, а жаль. Написание как и рисунок помогает представить задачу.
  • Письмо. Как не странно, но в первый класс ребенок должен поступить с навыками написания прописных букв. Жаль, конечно, но если соединения ребенок знает плохо, он в прописях не будет его отрабатывать и почерк, да и написание букв станет неправильным. Есть ребята, кто буквы О и А пишут по часовой стрелке и о соединении здесь и говорить  нечего, оно естественно, будет неправильным. Так же и другие круглые буквы пишутся по часовой стрелке. Влияет это на грамотность?  Безусловно. Связано это с  тем, что когда ребенок пишет в третьем классе, он уже соединения Я, М, И пишет не так, что приводит к ошибке в слове. И читается не как нужная буква, а как закарючка или недописанная буква. Аккуратность остается где-то, буквы неровные, соединения неправильные. Только одно может помочь — надо диктовать вслух написанное, используя при написании: руку, глаза и уши (три органа восприятия).
  • Что сказать о чтении: необходимо уметь читать. Впрочем все умения и навыки перечислены на нашем сайте соответственно возрасту.
  • Вторая причина плохой учебы связаны с выполнением домашнего задания: и когда родители вместе делают ДЗ плохо т когда не делают вообще, тоже плохо. Нужна «золотая» середина. Но ГЛАВНОЕ, что должен чувствовать ребенок — ПОДДЕРЖКА, даже если не получается от родителей он должен слышать ласковый голос:»Не спеши, потихоньку, давай  еще разок, все получится. Ну ладно, не переживай, если будем тренироваться получится обязательно не сегодня, так завтра, ты только не забывай, что делал неправильно, старайся исправить в на следующих строчках».  Родители должны понимать, что с первого, пятого, десятого раза (в зависимости от усидчивости ребенка и его терпимости) не получится, но если не получается, именно родители должны напомнить на следующий день, что:»не забудь, что вчера эта буква не получалась, сегодня постарайся, может удастся сделать правильно». Необходимо давать ребенку несколько шансов исправить ошибки, главное спокойно НАПОМНИТЬ  ребенку о них, а то он уже и не помнит и не видит ее в тетрадке на следующий день, хотя любимое выражение «Я знаю». Почему? Потому что он ребенок.
  • Третья причина плохой учебы — неумение трудиться. Что это такое? Это, прежде всего, усидчивость. Затем, умение слушать других людей, умение слышать. У каждого ребенка эти навыки вырабатываются годами, особенно, у активных ребят, кто не может усидеть долго за письменным столом. Также большое значение имеет умение принимать ошибки, некоторые детки начинают нервничать, если у них сразу не получается и заранее придумывают оправдание. Например, мальчик в первом классе боялся ошибиться, решая примеры, и прежде чем написать пример говорил: «я знаю, у меня не получится,  я не смогу решить». Также он делал и во время написания прописей.  Почему? Очень просто. Если ребенок выполняет все правильно, он не получает  похвалы, но если что-то не получилось, взрослые обязательно указывают на этот промах. А ведь мы сами знаем, что для ребенка важна похвала, кто же в него должен верить, если не родители. 
  • Четвертая причина «школьная фобия». Страх, страх. Неконтролируемая тревога, что не получится, что будут ругать, что не похвалят, что не любят, что не оправдал надежд. Все это приводит к страху, а страх к ошибкам, а страх сделать ошибку к еще большим ошибкам. Неуверенные дети — это беда. Одна девочка говорит маме:»Буду все делать, что хочешь, только уроки не буду делать, в школу пойду, о уроки не хочу учить». Это неуверенность и страх сделать не так, как от тебя ждут, и, естественно, могут разлюбить.
  • Часто родители жалуются, что ребенок делает уроки долго и чем больше кричишь, тем медленнее делает. Ребенок привлекает к себе внимание, иногда неосознанно, просто хочет побыть побольше с родителями. Очень многие дети признаются,  что даже не помнят за что их наказывали. Хотелось бы указать родителям  на это. Крик вызывает два чувства: или что тебя не любят (дети замыкаются в себя), или что тобой занимаются, а на других внимания меньше обращают. 

Выводы:

  • Начальная школа учит учиться, учит терпению, усидчивости, умению исправлять ошибки. Поэтому родители обязательно должны помочь ребенку освоить все вышеперечисленные навыки.
  • Многие детки занимаются спортом, творчеством, музыкой  дополнительно. Всегда мало времени в таких семьях:все бегут, спешат, все стараются сделать быстрее. Важно определить часы для домашних заданий, и вместе с ребенком (особенно первые два класса) выполнять. Можно заниматься своим делом, но ребенок делает все вслух и видит, что его слушают.  Два часа вполне хватает. Можно сначала делать письменные уроки, в вечером устные. Когда дети занимаются в нашем центре, выполнение всех домашних заданий занимает полтора часа, не считая английского языка (еще 30 минут).
  • Когда в семье несколько детей, уроки садятся делать вместе, или в зависимости от занятости каждого ребенка, но  тем,кто ходит в начальную школу должно отдаваться преимущество. Стараться, чтобы старший помогал младшим. Возможно ли это? Решили, что да. Но сначала только под надзором взрослого, чтобы научить помогать(нетерпеливые все), а через некоторое время они уже и сами справляются. 
  • Итоги семинара «Школа в жизни ребенка».

Начальная школа важная часть в жизни ребенка, причем необходимо отметить, что на этом этапе дети имеют желание учиться, спроси любого первоклассника, он ответит, что хочет в школу. Ребенок понимает, что он большой, взрослый, не в детском саду с воспитателем и нянечкой , а с учителем ему теперь предстоят ежедневные встречи. «Это здорово», — думает он. Первые дни, первая домашняя работа радуют ребенка, особенно, если получается сделать хорошо. Все довольны. Но количество домашней работы понемногу  увеличивается, больше прописей, больше чтения. Часто что-то не получается, и ребенок начинает паниковать. Плюс, конечно, иногда и не хочется делать уроки (это нормально).  И начинается спешка. Ребенок хочет сделать быстрее, а мы знаем, как только быстрее, так появляются помарки, ошибки, пропуски букв, «корявое» чтение и т.д. К Новому Году многие детки с плачем делают домашнюю работу. Что делать? Переписать или зачеркнуть? Стараться аккуратнее или как получится? Ответить на вопросы в конце параграфа или потом, в классе? Много вопросов задает себе ребенок. Но не может ответить сам. Иногда, жизнь как бы проверяет тебя, ты стараешься сделать лучше, а не получается, как нарочно. Вот и у ребенка также. И он начинает думать, что у него все равно ничего не получиться, зачем стараться, все равно «не выходит».  

 

Вопрос: По математике отметка 2. Что делать?

  1. Прежде всего необходимо определить, какая часть математики «хромает»: примеры или задачи. 
  2. Если примеры, то, прежде всего, необходимо обратить внимание на счет, быстро ли ребенок считает и как он считает.
  3.  Плохой счет в начальной школе связан с недостаточным понимаем ребенка разложения чисел. Например, 8 + 6, казалось бы простой пример, но считать его надо так: 8+2+4= 10+4= 14. То есть сначала мы раскладываем число 6 на 2 и 4, затем 8 доводим до десятка, потом прибавляем 4. Вывод: суммируя или вычитая числа, мы доводим до десятков, а затем вычитаем или суммируем оставшиеся числа.  28 — 9= 28 — 8 — 1=20 — 1= 19. Именно этого требуют учителя в начальных классах: уметь разложить число на два слагаемых.
  4. Иногда пример выглядит так: 23+13= (20+10) + (3+3)= 36. 
  5. Краеугольный камень — это разложение чисел (основа, база для счета), а потом идет таблица умножения, ею не могут пользоваться ученики и в старших классах. Удивительно, но у большинства вызывают молчание такие примеры: 8х7, 4х8, 8х6, 6х4, 9х6, 7х4, 6х9.  С таблицей умножения ничего нельзя сделать, кроме как вызубрить наизусть.  Только это.
  6. В 5 классе многие не понимают деления и умножения в столбик (да и в 9 тоже). Вопрос у детей один: куда переносить запятые? Если они нашли ответ на этот вопрос и поняли, куда и как переносить запятые, решение быстрое. Многие путаются при умножении: переносить занятые справа налево или наоборот. Во время деления  с столбик часто хромает табличное умножение и разложение чисел, поэтому долго подбираются цифры в ответе, дети не видят, какое число нужно взять и начинают складывать на пальцах. Поэтому получается долго или не получается быстро.  Деление: делимое:делитель=частное. Сколько запятых переносишь в делителе, столько и необходимо перенести и в делимом. 35,45:7,9 —-354,5:79 или 35,4:0,79 ——3540:79.
  7. Задачи. Наверное, задачи самое сложное и для детей, и для родителей. Многие уже не знают как помочь с задачами в начальной школе. Действительно сложно понять, что хотят педагоги:краткую запись, схему, рисунок. Многие педагоги не умеют объяснить задачу так, чтобы ребенок мог ее представить в своей голове. Рисунки и краткая запись очень важны для понимания задачи и ее последующего решения.
  8. Что необходимо делать? Родители должны помочь ребенку не в плане решить задачу, а помочь представить ее в 3D, образами. Если ребенок сможет в уме увидеть, что на сколько больше, что куда перекладывается, переносится, что и насколько делится, как все что есть развивается на части, то ему будет просто сформулировать действия.
  9. Сначала  читаем задачу, 2 раза не меньше. Затем по предложению рисуем ее, наносим стрелками что куда переносим или что на сколько больше или меньше. Все данные в задачи цифры должны быть нанесены на рисунок, а неизвестные величины обозначены вопросительными знаками. 
  10. Рисунки  и еще раз рисунки, пока ребенок не научиться рисовать условие,  он не будет «читать» задачу. Физику многие не могут понять потому, что не могут зрительно представить некоторые физические  параметры. Эта наука представлять «закладывается» в начальной школе. Схемы схемами, а образы образами. 
  11. Именно в пятом классе дети перестают решать задачи,  а ведь там, в задачах 5 класса, нужно именно представить, что необходимо уменьшить, а что нужно увеличить и во сколько раз. Объясняют же учителя деление торта на куски, когда начинаются дроби. Вот это и требуется при решении задач.
  12. Если с задачами плохо, обязательно необходимо это исправить. Как? Каждый решает сам (учитель, репетитор, центр).

Итоги семинара «Школа, важная часть жизни родителей».

Когда дети идут в первый класс кто-то из родителей обычно остается дома, если нет, то детки идут на продленку. Все понимают, что начальная школа самая важная в школьной жизни. Основные навыки и умения в обучении прививаются именно в первом классе. Последнее время идет тенденция непослушания уже в начальной школе, и родителям очень тяжело заставить что-то переделать, переписать, перечитать. С другой стороны, ребенок должен научиться делать многое самостоятельно, но пока еще под контролем родителей.  В школе преподаватель дает материал, а дома отрабатывается. И ребенку очень тяжело самостоятельно делать хорошо, а умеет он еще мало. Тут и нужна помощь родителей, вместе всегда веселее и интереснее. Если правильно делать домашнюю работу с детьми в начальной школе, время на это уйдет не более 2 часов (как письменные, так и устные задания). Почему иногда это превращается в 6-часовую пытку? Прежде всего, родители хотят идеального выполнения с первого или второго раза, а если не получается, крик и понукания приходят на помощь. И взрослые забывают о том, что ребенок начинает бояться сделать ошибку, помарку, а если боится, то делает их еще больше.  Когда не получается что-то, желательно произносить слова поддержки, а часто получается наоборот («Я же говорила, что не получится»).  Аккуратность приходит со временем. На уроке все происходить очень быстро, а вот дома можно писать и решать без спешки, спокойно, некоторые пишут на черновик, тоже неплохо.  Родители смотрят и поправляют, если необходимо, задают наводящие вопросы, чтобы ребенок смог ответить или решить. 

Итог: каждый день родители должны проводить с детьми несколько часов вместе обязательно(будить, кормить, расспрашивать, выполнять домашнюю работу, стараться не ругать, если что-либо не получается, о сделать вместе, показать еще и еще раз, мы же все понимаем, что с первого раза редко у кого получается сделать хорошо, обычно нужна небольшая практика в освоении чего-либо).

В выходные обязательно подвести итоги за неделю: что у ребенка получилось, что не получилось сделать хорошо, разобрать почему не получается, нужен один час для этого, а сколько эмоций и совместных решений, ребенок будет чувствовать себя повзрослевшим, будет стараться сделать лучше, он же видит, что родители хотят помочь ему, родители любят его даже если что-то он сделал не так. Это общение с ребенком будет радостно для всех.

Второе, на что мы обращаем внимание, это дополнительные занятия (платные или бесплатные, спортивные или музыкальные), что лучше выбрать в начальных классах, так как к 5 или 6 классу дети должны уже определиться и чему-то отдавать приоритет. Все упирается в деньги и время. Но основные направления были определены:

  • если денег недостаточно, то больше читать и гулять. Прогулки познавательные (даже по тематике «Узнаем лучше свой район»), ну а чтение согласно возрасту, причем желательно не только читать, но и просить ребенка пересказать.
  • в зависимости от здоровья можно отдать в спортивную секцию, вот тут-то и необходима родительская поддержка:все любят начинать, ходить когда получается, и никто не хочет продолжать, если становится трудно. Дети есть дети, их нужно иногда направлять, а может и заставлять. Хотя мы обратили внимание, чем больше хвалишь ребенка (даже а самые маленькие, казалось бы незначительные, успехи) тем легче попросить его сделать то, что ему не нравится.
  • музыкальные дети — это удивительные, как мне кажется, совсем другие дети. Музыка откладывает на маленьких ребят определенный отпечаток. С одной стороны трудяга, но что касается школьных уроков «нехочуха». Но если музыка нравится, ей отдается приоритет по отношению к другой деятельности (так же как и профессиональный спорт). Главное, регулярно делать домашнюю работу, несмотря на усталость (на три, на четыре, но делать).

Тяжело родителям не только в начальных классах, а также трудный период и в 5 классе, куча психологических проблем не с одноклассниками, а с учителями. Трудиться приходиться всем, главная задача родителей в 5 классе следить за выполнением уроков, помогать учить, пересказывать (например, басня учится у многих детей плохо, н они бросают, учат не до конца) . 

Родители должны помнить, что сохранить дружеские отношения с ребенком в подростковом возрасте очень тяжело, а если ругаешься из-за школы, домашних заданий, то и невозможно, многим не удается плыть с ребенком на одной волне, это очень печально. 

Итог мы и подвели: совместная работа с ребенком (выполнение домашнего задания, прогулки, чтение, просмотр фильмов, поездки за город, совместное приготовление еды, совместные компьютерные игры) сближает, создает контакт, к чему родители и стремятся. Сейчас очень трудно бывает родителям понять ребенка-подростка, так и не надо упускать шансов в возрасте до 12-13 лет. Домашняя работа может сплотить семью, главное, терпение со стороны родителей, понимание того, ЧТО У РЕБЕНКА НЕ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬСЯ ВСЕ БЫСТРО. НЕОБХОДИМО ВРЕМЯ И ПРАКТИКА. А задача родителей поддержать, похвалить, подсказать, задать наводящие вопросы, передать свой бесценный опыт.