учимся учиться

Как научить ребенка слышать и запоминать одновременно?

С 2  до 3 лет. Очень важный вопрос. Мы говорим не о послушании домашнем (одеть носки, убрать игрушки), а послушании ученическом. Научить работать ребенка, когда не хочется, а надо. Мы мало уделяем этому внимания, все чаще слышим слова о мотивации, поощрении и так далее, но сами знаем, что иногда не хочется что-то делать, а надо, надо перебороть лень и начать делать. А этому надо учиться с детства, с раннего возраста. Просто в детстве мы, взрослые,  стараемся делать все в игровой форме, чтобы ребенку было интересно, хотя в детском саду есть обязательные занятия для детишек, но и дома тоже надо приучать к учебе. Конечно, родителям необходимо знать, что детишки делают в детском саду, а затем и дома с ними  закреплять эти знания, но часто так не получается и поэтому родители должны обратить внимание прежде всего на рисование, изучение букв, цифр, чтение книг. Достаточно для домашнего обучения ежедневные занятия в течение 10 минут не надо больше, если, конечно, ребенок сам не захочет что-то делать дольше. 

Хочется отметить, что нельзя ребенка спрашивать хочет ли он заниматься или нет, необходимо выделить время (после детского садика, после ужина, перед тем как покушать, перед тем, как мыть посуду после ужина, перед купанием) и начать заниматься по 10 минут.  Взять лист, карандаш, посмотреть как научить ребенка брать карандаш, рисовать. Можно заранее нарисовать круг и попросить ребенка дорисовать лучики, можно нарисовать круги и попросить ребенка дорисовать ниточки, чтобы получился шарик, можно нарисовать круг и попросить ребенка дорисовать клюв и глазик у птички, например, что угодно. Рисуете круг, а к нему все что вообразите себе. Эти десять минут каждый день, помогут, прежде всего, научить ребенка садиться за занятия регулярно  и без капризов. Учеба — это то, что должно делаться без уговоров, просто потому, что надо делать. Идей может быть сколько угодно, главное, сесть вместе с ребенком и начать рисовать вместе в течение 10 минут. Почему лучше начинать с рисунков, а не с азбуки, потому что рисование развивает мелкую моторику,  учит видеть, сосредотачиваться и слышать. 

Рисование рисованием, но чтение книг ребенку важнейшее мероприятия и все взрослые это понимают. Ребенок не любит читать только в одном случае, когда ему не читали в детстве. Все дети любят посидеть с родителями, рядышком, посмотреть картинки, полистать книжки. Конечно, нам проще дать ребенку телефон или планшет. Гуляя вечером по парку, я видела молодую семью, папа нес на руках маленькую девочку (года 2-2,5) и в руках у нее телефон. Она рассматривала что-то. Затем папа решил поставить девочку на землю, чтобы она прошлась пешком немного, и все услышали крик, в течение 5 минут родители мужественно держались, но силы их иссякли, девочку взяли на ручки, дали телефон, и мы услышали тишину. Стеснялись родители или нет, но нам важен результат. Почему не проявить стойкость и не занять ребенка разговором во время прогулки пешком, папа на землю опустил и молча продолжал идти, естественно, ребенку это не понравилось. Мама тоже не приняла участия, только одергивали ребенка, чтобы она не плакала. А где разговор? Где обсуждение увиденного, когда идешь пешком? Этот простой случай показывает нам, что надо общаться и разговаривать, а не перекладывать родительские обязанности на телефон. Как мы научим ребенка слышать, если разговариваем с ним только о покушать, одеться и так далее, все о домашнем, анадо бы и о вечном:природа, погода, любовь…. Чтобы ребенку понравилось чтение, необходимо разговаривать об окружающем мире. Именно окружающий мир описывается в книжке.

С 3 до 4 лет. Чтение с детьми этого возраста тесно связанно со слышимостью, более точном восприятием чужой речи, длительной сосредоточенностью на услышанном. А если книга еще и интересная, читать можно и не одну-две странички, а больше. О чем почитать? Прежде всего стихи, о других детишках рассказики, детки любят слушать интересные истории о животных. Все помнят: Колобок, Мойдодыр, Муха-Цокотуха, различные сказки о животных, также Малыш и Карлсон…Очень много детских книг можно перечислить. Ребенок часто выбирает книжку по картинкам (недавно в магазине «Шаг к пятерке» увидела мальчика лет 3-3,5 и маму у стенда с детскими книжками. Мама говорит: «Выбирай какую хочешь, будем читать». Удивительно, как мама не поймет, что даже взрослый всегда спрашивает совета о кого-либо, что почитать. Конечно, кто-то увлекается фантастикой, кому-то нравится детектив, но к этому надо прийти, чтобы что-то нравилось. А ребенок, что может выбрать ребенок из кучи книжек, только по картинкам. Поэтому он ничего и не выбрал, он грустно смотрел на полки и прогуливающуюся рядом маму, ничего несмог выбрать и они ушли. А разговаривать с ребенком, а посмотреть вместе аннотацию к книжке,  прочитать ее ребенку, рассказать немного о книге. Тогда и ребенок что-т выберет. Опять все мы сводим к разговору между взрослым и ребенком. А больше никак. Как научиться слушать, если с тобой мало разговаривают. Никак.