учимся учиться

Что такое детский сад в современном мире?

Оказывается в настоящее время детский сад — это присмотр за ребенком, это его главная функция. Поесть, попить, погулять, уложить спать. Поиграть, почитать, порисовать, лепить, попеть, потанцевать, поготовиться в праздникам.  Всего и понемногу, и не до конца. Общее, так сказать, чтобы детки не скучали.  Значит получается, что в течение всего дня, а это как никак 8-9 часов,  никто не должен целенаправленно заниматься в детьми чтением, письмом, счетом, только в форме развлечения и веселья. До 6 лет дети только развлекаются, а потом при подготовке к школе, последний год до поступления в 1 класс, они начинают ходить в школу для подготовки, находиться на занятиях (где, примерно, сидит по 15-20 человек), и не приученные к долгому сидению на одном месте, чему-то обучаться. Чему в таких условиях можно научиться? Хотя бы высидеть это время, а о получении знаний говорить не приходиться. После этого ребенок приходит в первый класс, на своем энтузиазме, а также на энтузиазме родителей, начать учиться (слушать, слышать и запоминать, а также писать и читать, и считать, и окружающий мир осваивать). Как это ребенку сделать? Никак. Если ему прививали до этого, что все должно быть интересно и увлекательно, а не серьезно и ответственно, тогда что мы ждем, каких пятерок, пятерки только под присмотром взрослого человека. И никак по-другому. А многие родители хотят, чтобы ребенок делал все уроки сам, а он не умеет сам, его до школы не научили самостоятельно работать. У него для самостоятельности просто не хватает знаний, чтобы делать самому, нужно много знать (соответственно возрасту, конечно).

Поэтому родители должны пристально наблюдать за успехами своего ребенка в получении знаний, и начинать это наблюдение необходимо с двухлетнего возраста, когда ребенок в состоянии получить первые навыки хорошей учебы. 10 минут в день, но на отлично лучше, чем 2 часа, но на троечку.

Как научить ребенка слышать и запоминать одновременно (учим учиться)?

С 2  до 3 лет. Очень важный вопрос. Мы говорим не о послушании домашнем (одеть носки, убрать игрушки), а послушании ученическом. Научить работать ребенка, когда не хочется, а надо. Мы мало уделяем этому внимания, все чаще слышим слова о мотивации, поощрении и так далее, но сами знаем, что иногда не хочется что-то делать, а надо, надо перебороть лень и начать делать. А этому надо учиться с детства, с раннего возраста. Просто в детстве мы, взрослые,  стараемся делать все в игровой форме, чтобы ребенку было интересно, хотя в детском саду есть обязательные занятия для детишек, но и дома тоже надо приучать к учебе. Конечно, родителям необходимо знать, что детишки делают в детском саду, а затем и дома с ними  закреплять эти знания, но часто так не получается и поэтому родители должны обратить внимание прежде всего на рисование, изучение букв, цифр, чтение книг. Достаточно для домашнего обучения ежедневные занятия в течение 10 минут не надо больше, если, конечно, ребенок сам не захочет что-то делать дольше. 

Хочется отметить, что нельзя ребенка спрашивать хочет ли он заниматься или нет, необходимо выделить время (после детского садика, после ужина, перед тем как покушать, перед тем, как мыть посуду после ужина, перед купанием) и начать заниматься по 10 минут.  Взять лист, карандаш, посмотреть как научить ребенка брать карандаш, рисовать. Можно заранее нарисовать круг и попросить ребенка дорисовать лучики, можно нарисовать круги и попросить ребенка дорисовать ниточки, чтобы получился шарик, можно нарисовать круг и попросить ребенка дорисовать клюв и глазик у птички, например, что угодно. Рисуете круг, а к нему все что вообразите себе. Эти десять минут каждый день, помогут, прежде всего, научить ребенка садиться за занятия регулярно  и без капризов. Учеба — это то, что должно делаться без уговоров, просто потому, что надо делать. Идей может быть сколько угодно, главное, сесть вместе с ребенком и начать рисовать вместе в течение 10 минут. Почему лучше начинать с рисунков, а не с азбуки, потому что рисование развивает мелкую моторику,  учит видеть, сосредотачиваться и слышать. 

Рисование рисованием, но чтение книг ребенку важнейшее мероприятия и все взрослые это понимают. Ребенок не любит читать только в одном случае, когда ему не читали в детстве. Все дети любят посидеть с родителями, рядышком, посмотреть картинки, полистать книжки. Конечно, нам проще дать ребенку телефон или планшет. Гуляя вечером по парку, я видела молодую семью, папа нес на руках маленькую девочку (года 2-2,5) и в руках у нее телефон. Она рассматривала что-то. Затем папа решил поставить девочку на землю, чтобы она прошлась пешком немного, и все услышали крик, в течение 5 минут родители мужественно держались, но силы их иссякли, девочку взяли на ручки, дали телефон, и мы услышали тишину. Стеснялись родители или нет, но нам важен результат. Почему не проявить стойкость и не занять ребенка разговором во время прогулки пешком, папа на землю опустил и молча продолжал идти, естественно, ребенку это не понравилось. Мама тоже не приняла участия, только одергивали ребенка, чтобы она не плакала. А где разговор? Где обсуждение увиденного, когда идешь пешком? Этот простой случай показывает нам, что надо общаться и разговаривать, а не перекладывать родительские обязанности на телефон. Как мы научим ребенка слышать, если разговариваем с ним только о покушать, одеться и так далее, все о домашнем, анадо бы и о вечном:природа, погода, любовь…. Чтобы ребенку понравилось чтение, необходимо разговаривать об окружающем мире. Именно окружающий мир описывается в книжке.

Что касается игрушек, тут подойдет все, что заинтересует ребенка: одному нравятся машинки, другому конструкторы и так далее. Но важный момент состоит именно в том, чтобы вместе с ребенком собирать и называть все, что находится в руках. Любой предмет(палочка, мячик, шарик, машинка, кукла) должны описываться взрослым человеком, куча прилагательных существует, начиная от цвета предмета, его размера, его формы, до  использования предмета в обиходе или в природе. Сравнить предмет с другим в комнате или там, где Вы играете с ребенком. Конечно, сейчас много игрушек и игр, выбирай, что хочешь, но бесценен тот момент общения родителя и ребенка с любой, самой примитивной игрушкой, даже неяркой, может быть, но описанной родителем и сравним с другими предметами. 15-20 минут в день тесного общения взрослый, игрушка, ребенок вполне достаточно для маленьких детишек, если есть возможность осуществить это два раза в день и более, то бесценному времен  нет альтернативы. Каждый день и понемногу вполне достаточно. А остальное время дела домашние, хозяйские, прогулочные и т.д.

С 3 до 4 лет. Чтение с детьми этого возраста тесно связанно со слышимостью, более точном восприятием чужой речи, длительной сосредоточенностью на услышанном. А если книга еще и интересная, читать можно и не одну-две странички, а больше. О чем почитать? Прежде всего стихи, о других детишках рассказики, детки любят слушать интересные истории о животных. Все помнят: Колобок, Мойдодыр, Муха-Цокотуха, различные сказки о животных, также Малыш и Карлсон…Очень много детских книг можно перечислить. Ребенок часто выбирает книжку по картинкам (недавно в магазине «Шаг к пятерке» увидела мальчика лет 3-3,5 и маму у стенда с детскими книжками. Мама говорит: «Выбирай какую хочешь, будем читать». Удивительно, как мама не поймет, что даже взрослый всегда спрашивает совета о кого-либо, что почитать. Конечно, кто-то увлекается фантастикой, кому-то нравится детектив, но к этому надо прийти, чтобы что-то нравилось. А ребенок, что может выбрать ребенок из кучи книжек, только по картинкам. Поэтому он ничего и не выбрал, он грустно смотрел на полки и прогуливающуюся рядом маму, ничего несмог выбрать и они ушли. А разговаривать с ребенком, а посмотреть вместе аннотацию к книжке,  прочитать ее ребенку, рассказать немного о книге. Тогда и ребенок что-то выберет. Опять все мы сводим к разговору между взрослым и ребенком. А больше никак. Как научиться слушать, если с тобой мало разговаривают. Никак. 

Итак, если ребенок не умеет разговаривать, Вы ему читаете  страничку, а слышит он или нет Вы определяете по реакции, хотя после чтения можно рассказать ребенку о герое, можно показать эмоции героя или действующих персонажей, много чего можно, чтобы завладеть вниманием малыша. Например,  действие происходит где-то или герой такой-то, обычно детские книжки всегда с картинками, описываем картинки: цвет, размер, слева, справа, сверху,снизу, какие предметы, какое время года, в каком месте происходит действие. Мы говорим о 10-минутных занятиях, не просто о чтении. Эти 10 минут надо провести как можно плодотворнее, продуктивнее, чем обычное чтение. И это очень важно. Эти 10 минут должны отличаться, потому что это обучение, а не времяпрепровождение или игра. Если ребенок уже разговаривает, то вы задаете ребенку вопросы по прочитанной страничке (о главном герое, о месте действия, о других персонажах, причем вопросы могут быт разные: от имени, до описания чего-либо). Если Вы понимаете, что ребенок слушает Вас, то после чтения   просите ребенка пересказать страничку, если ребенок забыл и может сказать только два-три предложения, необходимо задавать наводящие вопросы,чтобы восстановить в памяти прочитанное Вами. Сейчас многие дети плохо пишут изложения, они жалуются на то, что не могут вспомнить, что было сначала, не могут разделить на абзацы изложение, то есть плохо чувствуют эмоции педагога, его голос. Вывод-то один, ребенок плохо слышит и воспринимает речь взрослого; это недостаток работы со слышимостью в детстве, получается, что голос гаджета (искусственные голоса различных игр) и человеческая речь воспринимается ребенком по-разному. Да и многие мамы жалуются, что даже в домашних делах (не только в школьных) ребенку приходится повторять несколько раз, чтобы он обратил внимание на мамину речь (дети как бы в себе). Всегда было такое, но последнее время  плохая детская слышимость становится все более и более заметна не только дома, но и в школе. А изложение стало камнем преткновения на экзамене по русскому языку, да и не только во время экзамена, но уже и в начальной школе. Чтение, пересказ, ответы на вопросы учителя, диктанты уже в начальной школе проблемны у половины учеников. Слышимость — важный навык ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание ее развитию. 

С этого возраста дети играют не только со взрослыми, но и самостоятельно. Тем не менее, игры со взрослыми наиболее продуктивны для обучения слышимости ребенка. Если ребенок играет с Вами рядом, а Вы что-то в этот момент делаете (готовите, гладите, зарядку делаете…), отвлекайтесь на одну-две минуты, чтобы задать по игре малыша наводящий вопрос или воскликнуть: «какая большая или маленькая, разноцветная или желтая! Покажи.» Это научит ребенка слышать издалека. Сначала он не будет отвечать, если увлечен игрой, но услышав интересное о его поделке, он начнет Вас слышать. Просто делать это надо регулярно. Если ребенок Вас не услышал ничего страшного, он долго не может сосредотачиваться на одном, и поэтому на следующую Вашу реплику ответит. Похвалить не забываем. Мы ведем речь не просто об играх, а именно о подготовке к школе, поэтому еще раз хотим обратить внимание, школа не игра, а тяжелый труд, который с детства многие пытаются сделать интересным и увлекательным, хотя сами себя помним, что не все нравится, что-то хотим делать, что-то не хотим. Поэтому и общение с ребенком для подготовки к школе лучше пусть будет минимальным по времени 10-20 минут, но деловым, серьезным, показывая им, что они взрослые, даже в таком маленьком возрасте.  Отделяйте игру вообще от игры для школы. Это важно. 

С 4 до 5 лет. Этот возраст продуктивный для обучения слышимости. Почему? В этом возрасте детки разговаривают, более заметны эмоции на лице, то есть нам, взрослым, проще обучать. Вспомним, почему мы уделяем такое большое внимание слышимости. Это, конечно, связано со школой. Всегда родители должны помнить, что если они не прививают детям определенных навыков, таких как внимательность, терпение, усидчивость, то в школе, где уже в первом классе востребованы эти навыки, детям будет нелегко. В данной статье мы говорим о школе и не имеем ввиду бытовые проблемы, возникающие в семье, в школе все ученики одинаковы для учителя, для всех единые требования (если нет отклонений в развитии ребенка), и имея большой опыт работы с отстающими, мы хотим помочь родителям понять, что конкретно должен уметь ребенок для хорошей учебы. Итак, слышимость. Если ребенку 4 года, то он уже разговаривает, много умеет делать руками, многое понимает и может объяснить. Конечно, если родители до 4-х лет не задумывались об учебе, то первое, что нужно сделать, это  послушать, как ребенок пересказывает материал, который ему прочитали в книжке,  или о чем  мультфильм или фильм, или о чем компьютерная игра.  Речь идет именно о прочитанном ему взрослым человеком или  увиденном по телевизору или планшету. Но увиденное связано не только с ушами,  но и глазами. Поэтому ребенку вспомнить, что он видел проще, тяжелее рассказать, сформулировать фразы о только что услышанном. 80 процентов детей не умеют писать изложение; современная речь простонародна, сленг и различные сокращения слов привели к тому, что детям тяжело слушать художественную литературу, а ведь изложения в школе имеют именно такой стиль.  Поэтому важно не только читать ребенку, но и обсуждать прочитанное. Только не надо делать из этого урок, одну-две страницы в возрасте 4 лет (лучше начинать с одной) вполне возможно обсудить и научить ребенка пересказывать. Как? Наводящие вопросы: о героях, сюжете, месте действия, имена, описать героя (рост, возраст, как зовут, если животное, то кличка, окрас, размер, характер), времена года, когда происходит действие, время суток, о каких предметах рассказывает автор, короче говоря, посмотрите, что должен уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет, такие наводящие вопросы и задавайте. Один раз Вам придется как следует рассмотреть список умений и навыков ребенка в возрасте от 4 до 5, а потом Вы его используете в своих вопросах ( какими знаниями должен владеть ребенок, мы уже перечислили выше). Результат должен быть такой: ребенок должен самостоятельно и сразу (без Ваших вопросов) уметь пересказать в общем то, что Вы ему прочитали (книжную страничку, мы говорим о детских книгах, естественно). Это обычно происходит через полгодика, если заниматься каждый день. После просмотра мультфильма или после компьютерных игр тоже можно расспросить ребенка об увиденном, но, желательно, чтобы и взрослый видел то, что видел малыш. Зачем? Чтобы задавать вопросы. Ребенку трудно сформулировать некоторые фразы, он это делает долго, взрослый начинает нервничать и поэтому,  когда ребенок не может сказать, задаем ему вопрос и он на него отвечает, вспоминая попутно и другие моменты. Хорошо, конечно, если мультфильм знаком взрослому, тогда во время занятий (которые длятся до 20 минут в этом возрасте) можно обсудить больше и не спешить, так как ребенок обычно делает все медленно, думает, что сказать, он же хочет все сделать правильно и порадовать Вас. С компьютерными играми сложнее, так как обычно взрослые их не знают. Но и тут можно выделить основные моменты: герои (кто, профессия, где живет, где ходит, зачем ходит), почему именно этот герой, почему ребенок выбрал именно эту игру, пусть назовет несколько причин. Тоже самое с оружием: какое бывает вообще в игре, чем стреляет, вес, размер, цвет, почему ребенок выбрал именно это оружие (обычно говорят, что на другое денег не хватило), если чего-то не хватило, спрашиваем, что необходимо, чтобы хватило. Мы в своей практике сейчас вынуждены таким образом общаться с детьми, используя не прочитанные  книги, а пройденные игры. Так ребенку интереснее, мы с них и начинаем учить ребенка пересказывать. Это не так легко, но тем не менее, для обучения  необходимо. Потом мы уже переходим к книгам. Часто ребенок  стесняется рассказать о том, в какую компьютерную игру играет, о чем игра, что в ней интересного, а иногда  просто не может пересказать (что всегда удивительно), приходится обращаться к родителям за названием игры или  самим что-то узнавать, иначе вопросов не сможем задать. Иногда даже приходится смотреть как он играет, чтобы показал, тогда нам проще. Во время игры, дети не могут и играть, и говорить, поэтому смотрим кусок игры, и задаем вопросы. С 4 лет до 5 приспосабливаемся к интересам детей, но они четко знают, что мы не развлекаемся с ними, и проводим занятия мягко, но очень серьезно. И мамам всегда говорим, что эти 20 минут должны быть дисциплинированы и серьезны потому, что для ребенка это работа.