детям о прекрасном

 

Детки нашего детского центра любят посещать различные интересные места: парки, музеи, детские площадки. Искусство прочно входит в нашу жизнь, мы стараемся помочь нашим детям понять, что такие искусство,  театр, картины, музеи, скульптура. А для родителей решили немного написать различные интересные факты из жизни, чтобы они могли рассказать дочкам и сыночкам об удивительном мире искусства простым понятным языком. Эти истории мы прочитали в изумительных книгах Паолы Волковой «Мост через бездну».  О многих героях мы знаем из уроков истории, но есть те исследования, которые не  рассказываются в школе. Они очень поучительны и познавательны. 

Винсент Ван Гог.

Как не странно, но этот великий и признанный во всем мире художник начал рисовать в 27 лет и работал неполных 10 лет. Он всегда говорил: «Работа для меня — жизненная необходимость». Творчество Ван Гога имеет два аспекта: это его картины, и его литература, его литературное творчество. Его письма к брату Теодору, к Тео, и еще к целому ряду адресатов составляют много раз изданную и переизданную книгу «Письма Винсента Ван Гога». Это его интимный дневник, это его уникальная исповедь, очень искренняя и глубочайшая по -своему содержанию. Получается так, что он пишет картину, и каждый раз эта картина сопровождается небольшим эссе, он разъясняет нам как смотреть картину, что мы должны увидеть как главное. Ван Гог был очень одинок и его письма являются средством общения с близкими ему людьми. Ван Гог  имел «несносный»характер, «неуживчивый», если ему что-то не нравилось в общении с человек, если он был с чем-то не согласен,  он переставал с ним общаться и расставался. А потом жалел. Одно удивительное полотно»Персиковое дерево  в цвету» посвящено его учителю, с которым он поругался и не общался.Узнав о смерти (учителя звали Мауве) он и написал эту трогательную и нежную картину, которая говорит нам о том, что все люди браться и для всех на этой земле и под таким деревом хватит месте. Очен много различных произведений Ван Гог посвятил именно людям или событиям, связанным с этими людьми, и которые для художника также играют большую роль и заставляют переживать. Что было главным для Ван Гога, что он искал в живописи? Конечно, он отличался, прежде всего, своим видением мира, отношения людей он связывал с цветами, отношение и цвет, которым это отношение между людьми выражается. Для него цвет — это возможность передать нюансы своего отношения к миру. Он пишет в одном из писем: «Я постоянно надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства влюбленных сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. » Для него цвет является и психологическим , и образным, и эмоциональным средством передачи своих впечатлений о мире. Художник ставит перед собой задачу: передать малейшие и описать малейшие нюансы своих чувств, своих состояний, того волнения, которое вызывает в нем природа, того волнения, которое вызывает в нем природа, того волнения, которое вызывает а нем общение. Можно сказать, что Ван Гог не только художник, но рассказчик. Он пишет рассказы и повести, которые описывают  внешний мир, который связан с его состоянием. Он пытается передать или свое отчаяние, или ожидании счастья, или свое предельное отчаяние, или радость ожидания.
Очень интересно сравнить две его картины. Одну картину, которую Ван Гог писал в начале своего пути как художник — это период «Едоков картофеля», — он сделал очень интересный рисунок, который называется «Сеятель». Ван Гог изобразил крестьянина, который идет, бросает в землю зерно, оплодотворяет землю зерном. И вторую картину «Сеятель» в 1888 году. По этим двум картинам мы видим, какой путь прошел Ван Гог за эти несколько лет. Первая картина рассказывает о человеке, кто бодро идет и бросая зерно, оплодотворяет. Вторая уже совсем другая. Раскаленное светило восходит, сжигает зимлю, сеятель почти не имеет лица, какой-то мифологической оплодотворитель, который сливается с землей, в нем чувствуется безнадежность, он врос в землю, он делает финальные броски зерна перед концом. 

Рембрандт Харменс ван Рейн.

Этот удивительный художник представитель «золотого века» голландской живописи. Удивительные рисунки, офорты, картины этого живописца восхищают. Рембрандт пережил и любовь, и счастье, и боль, и горечь, работал плодотворно и напряженно. Этому художнику свойственна мудрость, сострадание и проницательность. Много раз, как никто другой, писал Рембрандт автопортреты и запечатлел свой жизненный путь, начиная с поры молодости и успеха и кончая старостью, принесшей горести и лишения. Расцвет искусства XVII века произошел очень бурно, мгновенно, после победы голландской революции над испанцами. Голландцы очень настрадались  в этой войне, они были совершенно измучены. И когда войона закончилась голландцы стали радоваться счастливой мирной жизнью.  Эта жизнь трудовая, чистая, благополучная. Голландские художники всегда старались изображать именно такую счастливую жизнь, к которой они стремились. Может быть идеализированному, но такой, какой они хотели ее видеть и на своих портретах, и в своих уютных и чистых домах.  Основное достижение голландского искусства — станковая живопись.  Бытовая живопись становится одним из ведущим жанров. В отличие от большинства голландских художников Рембрандт ван Рейн был другим. Почему? Как мы уже сказали ранее, послевоенные картины изображались большинством художником немного идеализированными, они хотели видеть на своих картинах красивые платья, веселых юдей, красивую утварь, а Рембрандт думал более о внутреннем содержании человека, его душе. Почти две трети его творчество составляют библейско-евангельские сюжеты, как будто мастер хотел проследить  за  одновременным развитием человека и истории, человека и природы. Также у Рембрандта очень много автопортретов, где мы можем проследить как меняется сам художник с течением времени (юность…. старость). Считают, что Рембрандт мастер светотени. Но нам нравится мнение Паолы Волковой, которая считает, что «Рембрандт — мастер не светотени, а проступания из тени. Как будто бы есть черное зеркальное стекло, черное зеркало или темное, закопченное стекло, и вы начинаете его протирать, протирать, протирать и вдруг видите, как там, за тем стеклом, начинается какое-то золотистое свечение, и на вас начинают наплывать образы.»

Античная Греция

Многие родители вместе с детьми любят ходить в Пушкинский музей. Это музей очень и очень большой, но осмотр мы всегда начинаем с искусства античной Греции. Скульптуры и макеты зданий, расположенные на первом этаже, рассказывают нам об этой эпохе. В античном мире изображаются, прежде всего, герои. Всегда изображается человек в определенном возрасте. Человек как мифологический персонаж, человек как герой, а разве мифологический персонаж имеет возраст?  Изображение богов и изображения эфебов (юношей), победителей Олимпийских Игр и Пифийских соревнований — главные герои античной греческой скульптуры. Кто такие эфебы?

Давно-давно на рубеже VII-VI веков до новой эры, до момента создания регулярной Армии Александром Македонским, т.е. до IV века до н.э. все мальчики в возрасте восьмилетнем возрасте вступают в гимназию, их забирает государство с 8 лет до  21 года.  Учеба в гимназии делится на 4 этапа: 1 этап — 8-12 лет; 2 этап — 12-15 лет; 3 этап — 15-18 лет; 4 этап — 18-21 года. Юноши, кто изображается в искусстве — это эфебы 3 и 4 этапа. Они могут участвовать в Пифийских играх. В этих играх принимают участие юноши до 18 лет, а с 18 лет и до 21 юноши уже участвуют в Олимпийских играх.

Покровителем этих юношей считался Аполлон. Эфебы очень интересно себя представляли. Пежде всего надо отметить, что в античной Греции обнажать свое тело могли только красивые, прекрасно-сложенные природой люди. Считалось, что надо стыдиться дурной природы, некрасивого тела, это большой грех и порок.  Эфебы были удостоены чести обнажения. Они натирали свое тело оливковым маслом, тело становилось бронзовым. Волосы покрывали серебряной пудрой, и их головы были серебряными.  Все юноше,  независимо от того, из каких они семей и из какого полиса, получали одно и то же образование, так как считалось, что защита полиса и слава полиса зависели от того, на каком уровне находилось мужское население. Кроме отличной физической подготовки мужчина изучал историю, то есть мифологию, каждый юноша должен быть готов к тому, чтобы обсуждать любую олимпийскую тему на античном пире, который являлся экзаменом на общую культуру эфеба.  У всех эфебов есть общая черта — они подобны друг другу. В гимнасии юноши учились грамматике, арифметике, истории (по Гомеру). Они все умели писать, читать, считать, знали Гомера и музыку, играли на инструменте Аполлона. Искусствоведы рассуждают, что все свободное  мужское население Древней Греции с VIII до III века до нашей эры  было грамотно, умело считать, знало искусство бардов. Сократ очень заботился об образовании юношей. Сократ считал, что помогает из плена тела-пещеры освободить для познания душу-разум. Быть благородным человеком. личностью — мало знать грамоту. Сократ разговаривал с учениками, заставлял их думать. Эфебы ежедневно выезжали из западных дермиций или казарм, где они жили, и ехали к восточной части города на палестры спортивных тренировок и классы гимнасии. Мальчики ехали через город на белых лошадях с позолоченными гривами; с телами, умащенными до бронзы оливковым спортивным маслом. Э-фебы, дети Аполлона-света. Главная цель — Победы на Играх, путь в бессмертие. Конечно, нельзя точно восстановить  по тем отрывочным знаниям, что дошли до нас, восстановить точную картину жизни мальчиков в античной Греции. Но мы понимаем, что главное для них: обучение, физическое развитие, стремление участвовать в Пифийских соревнованиях и Олимпийских Играх, воевать и защищать свой полис. Эпоха рождения философов и победителей — вот как мы можем охарактеризовать этой время.

Художественный Совет в античной Греции.

В Пушкинском музее мы видим очень красивые скульптуры, выполненные мастерами античной Греции. Прекрасные и выразительные, показывающие нам силу человеческого тела. Кто же делал эти гениальные произведения искусства? Кто мог владеть исключительным мастерством ваяния человека? Это целая история, которая раскрывает нам удивительный мир идей философов Древней Греции.

Это была особая идея — наблюдать за способностями мальчиков, еще в гимнасии. Они становились учениками больших мастеров, а затем наиболее талантливые и сами становились мастерами. Греческий мир — это два уровня, два слоя. На одном уровне: войны, голод, торговля, неурожай, любовь, разводы, страсть. Другой уровень — это уровень духовного единства. Это единство выражалось, прежде всего, в Олимпиадах, эллины создали олимпийский мир, куда попадали только те, кто соответствовал требованиям. Затем был образован и художественный союз, где работали лучшие из лучших, и создавали только гениальные творения. Как и актеры, художники освобождались от службы в армии, уникальная привилегия. Этот художественный союз был космополисный, существовал «профсоюз художников», сначала он помещался в Милете. Туда подавали только особо одаренные к строительству и пластике люди те, кто владел особой чувственностью отношения к материалу резца . Затем Милетский союз переехал в Афины.  Несмотря на то, что стили отличаются, суть одна и та же: обнаженные молодые люди. Этот союз приглашался только для выполнения заказов. Он содержался на деньги меценатов — богатых людей. Согласно Уставу союза, художник должен принадлежать только искусству.  Он не имеет права жениться, художник не имел дома, имущества и денег. Не имел права, как художник, болеть за свой полис, потому что они работали для всех полюсов, создавали и ваяли только победителей, а победители — это жители всех полисов Греции. Художники работали на идею. Они были в идеальных для художнических гениев условиях. Им создали идеальные для гениев условия работы.

Но даже среди творений этих мастеров-художников проводился жесткий отбор, жесткий конкурс. Право на существование имела только самая идеальная работа. Все остальное уничтожали, можно сказать, превращали в пыль, только лучшая скульптура должна жить, только гениальная. Пять или семь человек брали один и тот же заказ и для его исполнения получали одни и те же возможности. По истечении срока мастера собирались, они показывали друг другу свои работы. Затем должны были решить, какую скульптуру оставить. А кто решал? Обычно решали те художники, кто работал над этой работой. Художнику надевали глиняную табличку с именами участников и отмечали первые имена победителей, кто получал  большее число голосов, тот и победители. Остальные работы тут же разбивались  разрушались. Этот художественный союз бул разрушен затем Пелопоннесской войной. Появился придворный заказ. Много позже во Флоренции XV века горшечники» во главе с Донателло стремились возродить этические и организационные идеи. Был создан «союз горшечников», но, к сожалению, время было уже не то и люди были уже не те.