Развитие ребенка в 4 года.
Большой или пока еще маленький? Чему учить дома: чтению или английскому языку? цифрам или музыке? Нужен ли развивающий центр или можно в этом возрасте интеллектуально развивать ребенка дома?
Подсказываем основные навыки и умения ребенка в 4 года:
- Ребенок может большинство объектов соединить в группы:животные, транспорт, книги, журналы, еда;
- В 4 года уже знает: право, лево, сзади, вверху, внизу…, а также определяет времена года и время суток;
- Умеет раскрашивать рисунки, не выходя за линии, называет геометрические фигуры и определяет форму предмета, сравнивает объекты по их параметрам;
- Развитие речи в 4 года уже дает возможность пересказать сказку и описать предмет;
- Ребенок уже должен знать особенности некоторых профессий.
Занятия в детском центре для развития нужных навыков в 4 года:
- Гимнастика для пальцев. Работа со шнуровкой (плести косички, завязывать шнурки), мелким конструктором и мелкой мозаикой.
- Правильная работа с карандашом (обводка, закрашивание, штриховка различных геометрических фигур).
- Обучение пересказу (как выделить главного героя, ответить на вопрос:почему именно он главный? описать его, найти основную тему сказки, рассказа и др.).
- Изучаем профессии.
- Занятия «Мир вокруг нас» (природа, искусство, человек).
Занятия с маленькими детьми не должны длиться долгое время, хотя возраст 4 года уже предполагает проявление терпения и понимания по отношению к окружающему миру. Прежде всего, конечно, развитие моторных функций: брать, хватать, прикреплять, правильно держать предмет. Но не менее важно научить ребенка видеть и слышать. В этом возрасте ребенок хочет подражать взрослым, он верит взрослым, он хочет быть похожим на взрослых, поэтому он хорошо обучаем. Так как ребенок еще не умеет читать или читает плохо, то чтение ему заменяет видение и наблюдение, он любит смотреть, он и слышит отлично взрослых, особенно, когда ему это хочется. В этом возрасте нужно больше показывать и рассказывать. Общение и еще раз общение. Знания ребенок приобретает каждую минуту (от пробуждения утром до ночного сна). И эти знания он может, в основном, приобрести от родителей и детских игр, от общения в песочнице с детишками до серьезной прогулки со взрослыми, и , естественно, посещая детский центр. Родители должны помнить, что объяснять ребенку долго какой-либо вопрос нельзя. Ребенок устает. Недолго, неназойливо, аккуратно следует объяснять. В музей идти не более чем на 30 минут, чтение, конечно, сколько кто выдержит, просмотр мультфильмов или фильмов в зависимости от интереса, прогулки, чем больше тем лучше. В сутках 24 часа. Дома с родителями после детского садика до сна ребенок находится часа 3-4. Не так и много. И это время желательно проводить с пользой. Может быть не каждый день, но проводить занятия по чтению, например, мама читает, а ребенок описывает картинку или рассказывает, что прочитала мама. Или занятия по математике, рисуем цифры, угадай сколько предметов на картинке. Даже просмотр мультфильмов или детских фильмов можно превратить в занимательную игру, выделяя главных героев и описывая их. Если родителям некогда заниматься с ребенком, то, желательно, чтобы ребенок посещал занятия в студии, клубе, детском центре. В детском саду занимаются с ребенком, но там групповые занятия и все детишки разные, а хотелось бы выявить и использовать индивидуальные способности, которые будут помогать ребенку в дальнейшем. Индивидуальность на общей базе развития дает лучший результат. А как определить индивидуальность, как выявить. Вот и получается, чем больше секций, кружков и занятий посетил ребенок, тем точнее будет понять, что ему больше подходит: театр, спорт, рисование, танцы и т.д. Комплексное развитие ребенка в возрасте 4 лет предполагает и здоровье, и творчество, и мышление. Каждый берет на себя какое-либо направление. Например, спортивная секция, театральная студия, а родители и детский занимаются развитием речи и цифрами. Получается полноценное развитие малыша. Возраст 3-4 года и до 5 лет может быть использован именно для определения творческих навыков, для понимания и родителями, и ребенком, что они хотят: танцевать, заниматься спортом, заниматься музыкой, рисовать, фотографировать, петь, выращивать цветы, т.д. Главное понять, чем бы не занимался ребенок, его нужно поддерживать. Все быстро надоедает, особенно, когда надо тренироваться, когда не получается, когда не хочется, а надо. Дети берут пример со взрослых, дети ждут похвалы, дети любят нравиться, дети любят, когда их любят.